Календарь
Автор: Воронин В.В.   

ТРАДИЦИОННОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ В КИТАЕ

Китайское традиционное летосчисление основано на лунно - ­солнечном календаре. Продолжительность месяца по этому календарю определяется периодом полного обращения Луны вокруг Земли. Первого числа каждого месяца Луна располагается между Солнцем и Землей. В это время Луна обращена к Земле неосвещённым полушарием, поэтому ночи тёмные. 15-го числа каждого месяца Луна и Солнце располагаются по разные стороны от Земли, поэтому с Земли можно увидеть освещённое Солнцем полушарие Луны. В это время ночи светлые. Полная смена фаз Луны происходит за один лунный месяц. Для летосчисления применялся 60-летний цикл, годы которого обозначались циклическими'’ знаками. 60-летний период времени подразделялся на более короткие отрезки, по 12 лет, каждый из них связывался с названием какого-либо животного (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья).

Другая особенность лунного календаря состояла в том, что он делил год на 24 сезона в соответствии с проходящими в течение четырёх времён года изменениями атмосферных условий. Каждый сезон—15—16 суток. Эти сезоны отражали изменения климата в течение года, вызванные наклоном земной оси в связи с движением Земли вокруг Солнца. 24 сезона сельскохозяйственного года по старому китайскому календарю следуют друг за другом в таком порядке: личунь — начало весны, юйшуи — дожди, цзинчжэ — пробуждение насекомых, чуньфэнь — весеннее равноденствие, цинмин — ясность и свет, гуюи — дожди для злаков , лися — начало лета, сяомань — малое изобилие, манчжунь — колошение хлебов, сячжи — летнее солнцестояние , сяошу — малая жара, дашу — большая жара, лицю — начало осени, чушу —прекращение жары, байлу — белые росы, цюфэнь — осеннее равноденствие, ханьлу — холодные росы, шуаньцзян — выпадение инея, лидун — начало зимы, сяосюе — малые снега, дасюе — большие снега, дунчжи — зимнее солнцестояние, сяохань — малые холода, дахань — большие морозы. Названия сезонов отражали быт китайских крестьян. Большой популярностью в народе пользовались связанные с периодами земледельческого календаря своеобразные приметы, которые определяли характер полевых работ. Например, крестьяне Северного Китая говорили: “в сезон малого изобилия (21 числа 5-го месяца) сеют бахчевые и бобовые культуры”; “если ростки гаоляна (хлебный злак рода сорго с высоким стеблем) не покажутся в сезон прекращения жары (24-е число 8-го месяца), то он пойдет не в пищу людям, а на корм скоту”; “при малом снеге (23-го числа 11-го месяца) замерзают малые реки, а при большом снеге (7-го числа 12-го месяца) — большие реки”. Эти приметы вобрали в себя богатый практический опыт китайского народа-земледельца. Лунный календарь верно служил также прорицателям, определявшим, какие дни благоприятны для вступления в брак, для закладки дома и т. п. Понятно, что и народные праздники в Китае были связаны с временами года и с важнейшими земледельческими работами.