ПРАЗДНИК ФОНАРЕЙ
Автор: Воронин В.В.   

Праздник фонарей

Празднование Нового года завершалось, одновременно достигая кульминации, празднествами Первой ночи (Юаньсяо) проходившими в середине 1-го месяца, т.е. в период полнолуния и нередко начинавшийся 13-го числа 1-го месяца. Празднества Первой ночи именовали также Праздником фонарей, поскольку они сопровождались ночной иллюминацией из множества масляных светильников различных форм и расцветок, висевших возле каждого дома, каждой лавки, каждого храма. Еще во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 25 г.н.э.) ими сопровождалось официальное поклонение Полярной звезде, символизировавшей Великое единство – верховное начало мира. К VI веку относятся первые упоминания о празднике Первой ночи, как о массовом ночном гулянье, напоминавшем европейский карнавал. Исторические хроники и предания повествуют об освещавших дворцы знати гигантских фонарях, украшенных золотом, жемчужными нитями и драгоценными камнями, о грандиозных пикниках в парке императорского дворца, во время которых, по воде пускались тысячи горящих фонариков. С XI в. праздник стал в Китае повсеместным. Особенно красочно он отмечался в тогдашней столице - Кайфыне. Город, и без этого освещённый ярко сиявшей луной, был залит ещё и огнями фонарей, которые вывешивались у каждого дома. Праздник фонарей называют самым шумным, весёлым и разгульным, какой только бывает у китайцев в целом году. На Празднике фонарей, принято разгадывать загадки. Листки с написанными в стихах загадками приклеиваются к фонарям. Отгадавший, получает право сорвать бумажку и взять ее себе. Энтузиасты подобных игр, нередко расклеивали бумажки с текстом загадок на стенах комнат, как бы предлагая гостям проявить свою сообразительность и остроумие. Учёные люди вывешивали у ворот фонари с написанными на них загадками , которые содержали намёки на классические произведения китайской литературы. В народной среде в течении нескольких столетий, наибольшей популярностью пользовалось предание о том, что Чжу Юаньчжан, в полнолуние поднял восстание против монгольского владычества династии Юань (1271-1368 г.г.). Таким образом, праздник Первой ночи подогревал и национальные чувства китайского народа в период владычества манчжурской династии Цин (1644-1911 г.г.). Праздник фонарей был временем встреч с друзьями. Когда двери домов были открыты для всех, кто пожелал бы прийти в гости. В праздник Первой ночи было принято есть приготовленные на пару шарообразные рисовые лепёшки с начинкой из варенья или сахара. На севере эти лепёшки называли , как и сам праздник, юаньсяо, на Юге – просто «сладкими шариками» - туаньюань. В народе юаньсяо служили символом полной луны.В некоторых районах провинции Хэбэй вместо юаньсяо готовили пампушки. Хотя праздник фонарей отмечался с особым блеском в городах, он имел деревенские и очень древние корни и вдохновлён характерной для новогодних обрядов китайцев магией плодородия. Одним из важнейших аграрных символов в Китае, издревле был огонь, являвшийся, по преданию, символом божественного родоначальника земледелия Шэньнуна. Знаменательно, что в первое полнолуние года огонь и свет, по китайским поверьям, обладали способностью изгонять нечисть и рождать новую жизнь. В ночь 15-го числа во многих районах крестьяне выходили на свои поля с зажженными факелами и громко молили об урожае.